Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование
   — вид профессионального образования, его начальная ступень. Система П.-т.о. выполняет функции воспроизводства рабочих кадров в соответствии с требованиями рынка труда и развития научно-технического прогресса. Осн. цель П.-т.о. - подготовка образованных, интеллектуально и профессионально развитых, и конкурентоспособных рабочих и специалистов. П.-т.о. строится на взаимосвязи общего и профессионального образования.
   Система П.-т.о. включает заведения разных типов (профессиональные училища, лицеи, центры, технические школы и др.) и профилей (машино-строительные, химические, сельскохозяйственные, сферы услуг и др.), курсовую сеть на предприятиях и фирмах для мобильной и краткосрочной подготовки кадров и повышения квалификации.
   Содержание П.-т.о. определяется образовательными стандартами (см. Стандарты образовательные), реализуемыми в образовательных программах и учебных планах. В учебном процессе осуществляется производственное обучение. У учащихся формируются умения и навыки, необходимые для овладения будущей профессией. Организационные формы обучения: урок, лабораторно-практические и семинарские занятия, лекции, экскурсии, деловые игры и др. Обучение осуществляется под руководством мастера производственного обучения. Преподавателей и мастеров для П.-т.о. готовят индустриально- педагогические учебные заведения. В учебных заведениях П.-т.о. работают выпускники вузов и средних специальных учебных заведений.
   В России учебные заведения (в т.ч. Горнозаводские училища и школы), дававшие профессиональную подготовку, появились в начале 18 в. при крупных казённых и некоторых частных заводах. В начале 19 в. сложилось 3 типа учебных заведений: заводские школы, горные и окружные училища (последние давали наиболее глубокую общеобразовательную подготовку). Предпринимались попытки подготовки учащихся к практической деятельности в общеобразовательных учебных заведениях. В учебный план некоторых училищ вводились специальные предметы. Формировалось реальное направление в общем образовании.
   Во 2-й половине 19 в. создавалась сеть отраслевых училищ (железнодорожные, механические, речные, сельскохозяйственные и др.). Активное участие в развитии П.-т.о. стали принимать общественные организации и, прежде всего, Русское техническое общество. В 1884 учёными и педагогами (В.К. Делла-Вос, И.А. Вышнеградский, Е.Н. Андреев, Н.Х. Вессель, С.А. Владимирский и др.) разработан "Проект общего нормального плана промышленного образования в России", в котором сформулированы осн. направления развития П.-т.о.
   В 1888 утверждены "Основные положения о промышленных училищах", появились уставы учебных заведений, учебные планы, программы, учебники, методические разработки. Началась подготовка педагогических кадров для системы П.-т.о.
   В 1918 введено обязательное обучение работающих подростков 15-17 лет. На базе ремесленных школ создавалась сеть курсов, школ и клубов для профессиональной подготовки молодёжи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учреждён Главпрофобр. С 1921 школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) позволили организовать производственное обучение подростков. Начал формироваться новый тип профессиональной школы, ориентированный на политехническое образование. В 1940-58 получила развитие система трудовых резервов (см. Трудовые резервы). Были введены 3 типа учебных заведений: ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). В конце 40-х - начале 50-х гг. были созданы горнопромышленные, строительные училища и школы, училища механизации сельского хозяйства. В 1954 для окончивших полную среднюю образовательную школу были образованы технические училища. В 1969 возникли средние профессионально-технические училища и технические училища на базе среднего 8-летнего и среднего общего образования. В 1984 все учебные заведения П.-т.о. были объединены в единый тип - средние профессионально-технические училища. С конца 90-х гг. с развитием рыночных отношений и появлением негосударственного сектора экономики осуществляется переход от унитарной системы П.-т.о. к многообразию моделей профессионально-технических учебных заведений. Возникли новые типы учебных заведений: технические колледжи, лицеи, высшие ПТУ, коммерческие училища, центры, бизнес-школы и др. В условиях конкуренции и изменения рынка труда значительно усиливаются требования к уровню профессиональной подготовки рабочих и специалистов в системе П.-т.о.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 225)
   Ч46

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Профессионально-техническое образование" в других словарях:

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально технических училищах и путем обучения на производстве. В Российской Федерации ведется на базе общеобразовательной, неполной и полной средней… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Профессионально-техническое образование — I Профессионально техническое образование         форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально технических учебных заведениях; совокупность… …   Большая советская энциклопедия

  • Профессионально-техническое образование — I Профессионально техническое образование         форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально технических учебных заведениях; совокупность… …   Большая советская энциклопедия

  • Профессионально-техническое образование — Профессиональное образование (также профессионально техническое образование) система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально технических училищах, а также путём обучения на производстве. Начальное и среднее профессиональное… …   Википедия

  • профессионально-техническое образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально технических училищах и путём обучения на производстве. В Российской Федерации ведётся на базе общеобразовательной, неполной и полной средней… …   Энциклопедический словарь

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — вид профессионального образования и его нач. ступень, часть непрерывного образования. С этим понятием чаще всего связывается подготовка квалифициров. рабочих. Система П. т. о. удовлетворяет потребности личности в проф. образовании на основе проф …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально технических училищах и путем обучения на производстве. В РФ ведется на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ — ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ …   Юридическая энциклопедия

  • Профессионально-техническое училище — Запрос «ПТУ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Профессионально техническое училище (сокращённо ПТУ или Профтехучилище)  начальное профессиональное учебное заведение. Содержание 1 История 2 Примечания 3 …   Википедия

  • Техническое образование —         подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществляется в системе профессионально технического… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»